В железнодорожной отрасли одной из основных деталей вагонной тележки является ось колёсной пары. Оси колёсной пары изготавливаются из легированной стали, в качестве легирующих элементов используются марганец, хром, никель и медь. В результате материал получается одновременно достаточно прочным (Предел кратковременной прочности, sв >600 [МПа]) и пластичным (Относительное удлинении при разрыве составляет ~ 20%).
При обработке заготовок осей на черновых операциях применяются токарные пластины для тяжелого точения.
На рисунке 1 представлена схема колесной пары.
Рисунок 1
1 — расстояние между внутренними гранями колес; 2 — диаметр колеса по кругу катания; 3 — диаметр шейки оси; 4— диаметр предподступичной части оси; 5 — диаметр средней части оси; 6 — размеры элементов
На оси выделяются следующие части: шейки, предподступичные части, подступичные части и средняя часть оси. В зависимости от участка обработки изменяются режимы резания и геометрия применяемых пластин.
В ассортименте YG-1 пластины для тяжелого точения представлены как в одностороннем исполнении (SNMM25 и CNMM25), так и в двустороннем (SNMG25 и CNMG25). Очевидным преимуществом двусторонних пластин является относительно невысокая стоимость режущей кромки за счёт большего количества режущих кромок при сопоставимой цене пластины. В то же время важно отметить, что применение односторонних пластин позволяет добиться более жёсткого и надёжного крепления в державке, тем самым повысить надёжность технологического процесса.
Отличительной особенностью пластин для тяжелого точения являются специальные стружколомы для черновой обработки, представленные на рисунке 2 и рисунке 3.
Стружколом «-UH» – классический стружколом для односторонней пластины: относительно небольшая защитная фаска (~0,3-0,4 мм) и большой передний угол обеспечивают стойкость пластины к выкрашиванию и лёгкий сход стружки. Иногда такие стружколомы называют «открытыми».
Рисунок 2
Стружколом «-UT» — пример очень прочного, «дубового», стружколома, способного работать в самых неблагоприятных условиях. Как видно на рисунке 3, у стружколома есть большая защитная фаска и усиленная режущая кромка, которые обеспечивают стабильную работу при прерывистом точении на удар и хорошую эвакуацию стружки. Такая геометрия стружколома позволяет работать на высоких подачах с большой глубиной резания, достигая оптимальной производительности.
Рисунок 3
Подобные пластин успешно внедрены и применяются для обработки осей колесных пар на многих предприятиях железнодорожного машиностроения, как в Северо-западном Федеральном округе, так и во многих других регионах.
На рисунке 4 представлена типовая ось колесной пары после черновой токарной операции, при обработке применяются пластины YG-1: SNMG250924-UR YG3030, SNMM250924-UT YG3010, CNMG250924-UR YG3020.
Рисунок 4
Таблица 1. Режимы резания при обработке токарными пластинами YG-1.
Пластины YG-1 показывают высокую стойкость и стабильность процесса резания при обработке осей колесных пар и железнодорожных колёс. Если Ваша цель – сокращение затрат на производстве, повышение производительности и надёжности производственных процессов, обращайтесь к нашим специалистам.
ООО Бротек – первый поставщик металлорежущего инструмента YG-1 в Беларуси.